О компанииБизнесПартнерыЦеныУслугиКонтакты

картаЧеля?бинск (башк. Сил?бе)— крупный город в России, административный центр Челябинской области. «Танкоград» в годы Великой Отечественной войны.

Население города — 1 093 699 человек (2009) (9-е место в РФ)[1] и 1 330 тыс. (2005) человек в агломерации, включающей Копейск и другие населённые пункты. Миллионный житель родился 13 октября 1976[2].

Площадь города в границах муниципального образования — ок. 530 км².

Крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги; Транссибирская магистраль). Аэропорт «Челябинск». Крупный промышленный центр с предприятиями металлургии, машиностроения и металлообработки, приборостроения, лёгкой и пищевой промышленности.

Основание

Город был основан в 1736 году (13 сентября по н. с. — полковник А. И. Тевкелев заложил Челябинскую крепость[3]). Происхождение топонима «Челябинск» точно не установлено, но явно восходит к тюркскому корню «Сил?бе», то есть «благовоспитанный» (в другом варианте — «отмеченный Богом»[4])). Слово «Челя?ба» и сейчас используется как неофициальное название города.

Первоначально на месте города была построена крепость Челяба, охранявшая путь из Зауралья в Оренбург. Крепость была размером примерно 60 на 160 метров и окружена трехметровыми стенами с установленными на них пушками. Снаружи стен были устроены заплот и четырехметровый ров. Углы крепости были защищены бастионами. Внутри располагались казармы, склады боеприпасов и продуктов. Возле крепости по заранее разработанному плану возвели жилые кварталы.

В 1774 году Челябинск стал центром Исетского провинциального управления; в том же году, благодаря действиям воеводы А. П. Веревкина, выдержал осаду пугачевцев, однако в феврале 1775 года пугачевцы взяли город. В этом им помог прибывший с подкреплением генерал И. А. Деколонг. В 1781 году Челябинск сначала был отчислен к Пермскому наместничеству Екатеринбургской провинции, а потом к Уфимскому. С 1804 года Челябинск — уездный город Оренбургской губернии. В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка. К середине XIX столетия город занимает прочное место в ярмарочной торговле Урала.

[править] Рост

До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. В 1892 г. окончилось строительств Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1892 год через Челябинск прошла Транссибирская магистраль, В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал своеобразными воротами Сибири. Буквально за несколько лет, он занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 — ок. 20 тыс. человек, 1910 — более 60 тыс., 1917 — ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.

После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.

В период первых советских пятилеток Челябинск стал одим из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.